10:08
03 сентября 2018

Полет до гробовой доски с Utair

О чем не знают пассажиры?

Фото: yusut.sledcom.ru

Авиакомпания Utair весной 2018 года запустила активную рекламную кампанию в соцсетях. Постеры с изображением "родных" для россиян деревянных домиков и хрущевок пиар-асы продолжили серией эмоциональных роликов с месседжем летаем "туда, где вас ждут". Только ждут где? Может быть, на кладбище?

1 сентября Boeing 737-800 Utair, следовавший из Москвы в Сочи, после посадки в пункте назначения выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и оказался в русле реки Мзымта. В результате ЧП у воздушного судна загорелся левый двигатель, разрушились стойки шасси и отвалились крылья. На борту самолета находилось 166 пассажиров и 6 членов экипажа. Несмотря на начавшийся пожар, все они сумели покинуть лайнер. Пострадало 18 человек, в том числе трое детей.


Фото: vk.com/aircrash

В отпуск с огоньком

При взгляде на кадры с места ЧП, пробегает морозец по коже: дырявое днище, словно скальпелем срезанная обшивка крыла, покореженный двигатель, оторванное шасси… Но все могло быть куда печальнее, не угоди самолет в реку. Это в первую очередь понимают пассажиры, которые теперь могут отмечать 1 сентября свой второй день рождения.


Фото: yusut.sledcom.ru

"Благо течение сильное и керосин уносило. После эвакуации, спасались как могли, загорелось все вокруг. Но, повторюсь, — благо течение относило керосин и он горел по воде. Организация никакая. Потушили только в 3.31 упали в 2.57, пожарная первая приехала в 3.08. Я смотрел на часы каждую минуту и постарался заснять, но шел сильный ливень, что помогло не взорваться. Еще то, что около 40 минут кружили над морем и спалили почти все топливо", - приводит слова одного из пассажиров telegram-канал Mash (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены – прим. ред.).


Видео: facebook.com/breakingmash

Думается, что ошарашен увиденным в ту роковую ночь был и руководитель комплексной смены аэропорта Сочи, который, со слов очевидцев, одним из первых приехал к полыхающему лайнеру и руководил эвакуацией пассажиров. У Владимира Бегияна не выдержало сердце.

Можно предположить, что он перенервничал из-за пожарных. После приземления на ВПП самолета с горящим двигателем у расчетов, как правило, есть не более 5 минут для прибытия. А тут в современной воздушной гавани - 11!

Вернемся к воспоминаниям пассажиров.

"Мы приземляемся, касаемся земли. Все начали аплодировать, хлопать, и вдруг уносит в сторону самолет, вправо, никто не понял, из-за чего, и одно и второе крыло порвало. Потом сзади с левой стороны видно было огонь уже, топливо воспламенилось, люди начинают паниковать, бортпроводница говорит: "Успокойтесь". Вышли, бежали в поле, там грязь, воды по колено, сильный дождь…", - цитирует Mash.


Фото: yusut.sledcom.ru

"Вот мы в аэропорту. Тут как бы оказывать пытаются первую помощь, но у медиков ни хрена нету, кое-как нашли мне перекись медики, залепили мне пластырем пальчик с горем попалам. Пытаются, но ни хрена не работает. Ничего у них нету, ничего не дают. Кофе за свой счет, чай за свой счет, всем по хрену, что происходит тут, на нас всем насрать. Выпускать нас не выпускают, все мокрые, холодные, простыли…", - возмущается на выложенном в соцсети видео пассажир.

Однако пресс-служба Utair дает противоположную информацию: "Представители авиакомпании развернули в аэропорту экстренный штаб для пассажиров с горячей едой и напитками на время ожидания багажа и ручной клади".

Можно, конечно, предположить, что пассажир, рассказывающий о "прорехах" в оказании помощи, был в шоковом состоянии и потерялся во времени. Шутка ли такое пережить. Но как тогда быть с другими "показаниями" очевидцев?

"Долго все тянулось, сначала там даже воды не было, ни одеял. Потому что все насквозь промокшие, плюс в керосине, переодеться там негде было. Плюс очень холодно на аэровокзале. И пока всё это организовывалось, очень долго это было, и люди уже начали паниковать, потому что и маленькие дети были, все мокрые", – непоколебим telegram-канал Mash.

Врут и так одинаково? Сомневаемся.

Что это было?

По информации пресс-службы Южного СУ на транспорте СКР, допрошены члены экипажа, сотрудники аэропорта, наземных служб и ряд пассажиров, летевших данным авиалайнером.

"Назначен ряд судебных экспертиз, осуществляется выемка необходимой документации в аэропортах Сочи, Внуково и в других организациях авиакомпании "Ютэйр", - отмечается на официальном сайте ведомства.

Уголовное дело возбуждено по ч.1 ст.238 УК РФ ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей"). Следователями рассматриваются несколько версий - ошибка пилотов, действия наземных служб и погодные условия.

Ночью 1 сентября в Сочи бушевала гроза с сильным дождем. Порывы ветра, судя по фрагменту переговоров пилотов с диспетчерами, были 11-19 метров в секунду.


Видео: facebook.com/breakingmash

Летевший на курорт лайнер "Турецких авиалиний", как говорится, "махнул крылом" и вернулся в Стамбул. Почему летчики Utair не увели самолет на запасной аэродром, а руководство аэропорта не закрыло воздушную гавань?

В авиационных кругах сложилось мнение, что сегодня в "экономных" авиакомпаниях уходить на запасные аэродромы не принято – топливо "золотое", поэтому за лишние мили летчиков явно по головке никто не погладит. Надо будет доказывать, что "камни с неба сыпались" - приземлиться не смогли.

А эксперты на авиационных форумах и опрошенные "Уралинформбюро" пилоты полагают, что погодные условия в Сочи в момент посадки Utair, по крайней мере, по той информации, которая выложена в соцсетях, были хоть и сложные, но вполне "рабочие".

"Там ничего такого уж страшного не было: видимость, насколько мне известно, была 3,5 километра, ветер, порывы 11 метров в секунду... Не критично. При таких параметрах нет смысла для ухода на запасной аэродром", - полагает один из экспертов.


Фото: vk.com/aircrash

Очевидно, также считали и диспетчеры, разрешившие пилотам посадку со второй попытки на самую длинную ВВП 06 (2890 метров). Сорока минутами ранее туда благополучно с первого раза приземлился самолет "Аэрофлота" (SU 1128).


Аудио: facebook.com/breakingmash

Экипаж Utair с налетом на Boeing свыше 5 000 часов переоценил свои возможности? Эксперты в разговоре с корреспондентом "Уралинформбюро" предположили, что лайнер по залитой водой "взлетке" ехал, как на лыжах.

"Скорее всего, повлияло то, что полоса была залита водой. При таких условиях обычно ухудшается сцепление колес с полосой, соответственно, увеличивается тормозная дистанция. Более полную картину даст расшифровка. Возможно, экипаж допустили перелет – старались посадить самолет помягче и приземлились, допустим, не точно в знаке, а чуть позже, так как посадка производилась в ночное время. Этот фактор и сильный шторм могли также повлиять на происходящее", - отмечает собеседник.


Фото: vk.com/aircrash

Более четкую оценку можно было бы "прорисовать", будь известен коэффициент сцепления с полосой. Однако на фрагменте записи переговоров пилота с авиадиспетчерами, выложенном в telegram-канале Mash, об этом ни слова.

"Не звучала информация по состоянию полосы. Авиадиспетчер дает только информацию по видимости и ветру. А какое там сцепление, он не говорит. Нет на записи и информации, чем она покрыта – есть ли на ней лужи, водяная пленка или еще что-то. Авиадиспетчер обязан был дать такую информацию. Основная полоса там для посадки 02, взлет, как правило, производится с другой. А они садились на 06 - она самая длинная. Вообще перед посадкой пилотами производится расчет посадочной дистанции, для этого нужны актуальные данные по сцеплению. Когда, например, въезжаешь шасси в лужу, случается гидроглиссирование – перед колесами образуется клин воды, в результате чего самолет фактически не касается колесами полосы и скользит по пленке, как на лыжах. Если пилоты попали в такой клин, тормоза становятся неэффективны, можно только сбрасывать скорость и использовать реверс", - подчеркивает эксперт.


Фото: vk.com/aircrash

И вновь вернемся к рассказам пассажиров на Mash: "Посадка проводилась в шторм и на потоки воды по взлетной полосе. С первого раза не получилось, ушел на второй круг, со второго раза, но реверс не делал, а тормозил колодками и сильная скорость была, из-за того что ветер боковой — он увеличил скорость при посадке и когда катились тоже поддавал. Не хватило полосы из-за скорости и ушли за ограду, рухнули в Мзымту…".

Utair падает с убытками

Нынешним летом Utair не раз попадал в табель авиационных происшествий: крушение Ми-8, возгорание шасси ATR-72 в Рощино, инцидент с самолетом, на котором во время мундиаля летели из Екатеринбурга болельщики-перуанцы. А накануне ЧП в Сочи самолет Utair произвел посадку в аэропорту Сургута на одном двигателе - второй по неизвестной причине отключился.

А может, самое время вспомнить авиакатастрофу под Тюменью? В апреле 2012 года ATR-72 Utair, выполнявший рейс Тюмень - Сургут, упал через 42 секунды после взлета. Погибли 33 человека. Причиной стало обледенение судна - после ночной стоянки в Рощино лайнер не обработали специальным реагентом. Летчики торопились вылететь, словно их гнал кто-то свыше. Виновными в катастрофе были признаны авиамеханик "ЮТэйр-Техник" Андрей Писарев и погибший командир воздушного судна Сергей Анцин.

Человеческий фактор в разного рода авиационных происшествиях начисто отметать нельзя. Сами летчики признаются, что в сегодняшних условиях работы в авиакомпаниях им порой страшно летать.

Обратимся к откровениям сотрудников авиакомпании (допускаем, что это именно они) на специализированных форумах и сайтах. Это не "пассажирские" сайты, где ругают стюардесс за хамство и возмущаются качеством питания на борту. Сюда ходят те, кто связан с авиацией работой.

"В Ютэйр зарплата серая и отпускные маленькие и отпуска и так незаконно короткие. Это еще накопить при их отпусках в 45-51 день надо умудриться. Они вообще в отпуск что ли не ходят?"; "Отношение к рабочим как к рабам не нравится увольняйся условия работы ужасные приходишь выжатый как лимон и морально и физически руководство - главное свое мягкое место прикрыть перед тем кто повыше"; "Обещанного никто не выполняет. Своевременно зарплату не выдают. К документации отношение халатное. Постоянное нарушение трудового кодекса. При этом нагло в глаза могут смотреть и улыбаться"; "Скотское отношение к персоналу, весь менеджмент построен по принципу "а куда вы денетесь". Врут про з.п. всегда говорят начисляемую (без вычета НДФЛ), а не реальную, поэтому всегда уточняйте этот момент на собеседовании, но и в этом случае вас может ждать сюрприз при получке. Руководство живет в каком то своем, воображаемой мире, далеком от реальности, по уровню кругозора остались где то в 90-х. ТК абсолютно не соблюдается, вечные переработки за спасибо, и при этом постоянно требуют большего и полной отдачи, за те копейки которые платят. Экономят на всем, и в первую очередь на персонале".

Быть может, это и не истина в последней инстанции, но после случившегося в Сочи надзорным органам стоит внимательно изучить сайты с отзывами о Utair как работодателе. Потому что за стремлением улучшить экономическую отчетность собственники и менеджмент не видят людей, а "кадры решают все". В первой половине 2018 года убыток Utair составил 3,8 миллиарда рублей - почти в два раза больше, чем год назад. Велено экономить на всем?

Вместо послесловия

Когда шла работа над этим материалом, на почту автора пришло рекламное письмо от Utair. В нем авиакомпания дает советы пассажирам. Последним значится: "Если вы боитесь летать – смотрите фильмы и слушайте музыку. Пилоты еще советуют смотреть в окно, даже если страшно, - это помогает".

Наш совет: если вы боитесь летать Utair, выберите другую авиакомпанию.

Валентина ИВАНОВА

Читайте продолжение: Неизвестные минуты аварии самолета Utair в Сочи

Авария Utair в Сочи

Реклама