10:18
03 октября 2018

Птичий переполох в Кольцово

Узнайте, как работают орнитологи аэропорта.

Пушечный залп, второй. Пара минут передышки - и воздух вновь разрывают истошные сигналы тревоги… Зона боевых действий, думаете вы? Нет. Обычные трудовые будни орнитологов екатеринбургского аэропорта Кольцово, понаблюдать за работой которых довелось корреспондентам "Уралинформбюро".

Орнитологическая служба появилась в воздушной гавани в 80-х годах прошлого века.

"Если смотреть мировую практику, то о создании орнитологической службы специалисты задумались после того, как случилась первая международная авиакатастрофа, виновником которой стали птицы. Произошло это где-то в 1912 году. Однако наиболее остро данная проблема встала лишь в 60-х годах, так как до этого времени самолеты были в основном тихоходными. С появлением турбовинтовых, а затем реактивных и турбореактивных двигателей авиационные инциденты с птицами стали случаться чаще, поэтому стали разрабатываться методики и мероприятия для предотвращения подобных случаев", - рассказывает главный орнитолог Кольцово Алексей Мухлынин, проработавший в авиагавани 12 лет.

По его словам, на орнитологов сегодня не учит ни один университет. Чаще всего специалисты службы имеют какое-то профильное образование. Он, например, окончил биологический факультет Уральского госуниверситета.

"Попал на работу в Кольцово случайно. Рассматривал ее как временный вариант, потом влюбился в профессию и остался. Многим кажется, что у нас небо, птицы, аэродром… Сплошная романтика. Однако, на самом деле, в нашей работе никакой романтики нет", - улыбается Алексей.

Рабочее место орнитолога – по сути, кабинет на колесах. Большую часть времени специалисты службы проводят в машине, так как необходимо постоянно держать руку на пульсе: патрулировать взлетно-посадочные полосы и периметр аэродрома, осматривать, настраивать и расставлять оборудование. А это сотни гектаров территории.

Оборудование орнитологам необходимо, чтобы отпугнуть пернатых "нелегалов", которые порой внезапно и "без объявления войны" проникают в запретную зону Кольцово и могут стать причиной повреждения или крушения самолета.


Полустационарная биоакустическая установка

"Существует миф, что для отпугивания птиц в Кольцово используют хищных пернатых. Это заблуждение. Почти все аэропорты используют для этого специальное оборудование. Только в некоторых крупных авиаузлах есть в "штате" птицы. В Кольцово пернатых "работников" не было никогда. Для обеспечения безопасности полетов применяются технические средства. Это более надежно и менее затратно. Пернатый "спецназ" - скорее, более демонстративный метод", - поясняет Мухлынин.


Газовая пушка

По его словам, оборудование для "обороны" каждая гавань подбирает самостоятельно: "По "букварю" здесь работать нельзя. Тут как на охоте или рыбалке – каждый подбирает для себя что-то оптимальное, так как в каждой авиагавани свои географические особенности, климат и птицы. Но, безусловно, делимся друг с другом опытом, какими-то секретами и наработками. Например, московские коллеги отговорили нас покупать пушки с механическими пьезоэлементами, так как чуть похолоднее – они сразу начинают работать с перебоями. Учитывая их опыт, мы купили пушки на аккумуляторах и не прогадали".

Всего для борьбы с пернатыми "нелегалами" в Кольцово используются более сорока единиц техники: световозвращательные установки, газовые пушки, полустационарные биоакустические установки, стационарные (на здании "старта") и одну мобильную (на машине службы).


Стационарная биоакустическая установка

"У каждого оборудования свой принцип работы. Световозвращательные установки "слепят" птиц, и тем самым отпугивают. Газовая пушка имитирует выстрел из ружья. Звук очень громкий, во время штиля хорошо слышно в радиусе 100 метров. Птицы чувствуют угрозу и меняют курс полета. Режим подачи залпов пушек настраивается вручную. "Стрелять" оборудование может в любое время дня и ночи. Биоакустические установки отпугивают голосом - имитируют крики тревоги и бедствия. Птицы чувствуют опасность и улетают с аэродрома или "обходят" его территорию стороной", - отметил инженер.


Световозвращательная установка

Частью оборудования Алексей управляет, не выходя из служебного пикапа - с помощью специального планшета: "Постоянно меняем точки расстановки оборудования, чтобы у птиц не возникало фактора привыкания".


Мобильная акустическая установка

"Горячая пора" для кольцовских орнитологов начинается с середины марта и заканчивается в середине ноября.

"В марте еще лежит снег, но вороны уже начинают проявлять активность, так как начинается предбрачный период. Заканчивается сезон с установлением снежного покрова. Зимой птицы довольно редкие гости в Кольцово, поэтому в этот период служба в большей степени занимается оборудованием и его подготовкой к новому сезону", - добавляет Алексей.

По его словам, в сезон наибольший пик активности пернатых наблюдается в дождливую погоду.

"При таких погодных условиях мы практически не "сходим" с ВПП. Такую погоду очень любят все птицы. Причем, как наши постоянные "клиенты", так и залетные гости, например, чайки. Вообще, чайки достаточно крупные и, в отличие от ворон, не очень интеллектуально развитые. Что их влечет на аэродром – большая загадка. При приближении самолета чайки ведут себя довольно нагло – не боятся шума и до последней минуты не сворачивают с взятого курса", - рассказал Мухлынин.

Кстати, в Кольцово применяются и превентивные меры. Например, в радиусе 15 километров не допускается размещение свалок и сельхозобъектов, которые могут привлекать пернатых.

Скоро еще одним подспорьем для орнитологов может стать обзорный локатор, который появится в авиадиспетчерском пункте "Аэронавигации Урала". Его обещают ввести в строй в 2018 году, но это совсем другая история…

Текст: Ольга КАРПОВА
Фото: Юлия ОВЧИННИКОВА

Реклама