11:03
28 августа 2018

"Автомобилизация" Арбата убьет ауру… и пробки?

Москвичи обсудили с "Уралинформбюро" будущее любимой улицы.

Фото: Alex Florstein Fedorov, Wikimedia Commons

Московский Старый Арбат может потерять статус пешеходной улицы. Запустить движение транспорта после более чем 30-летнего перерыва предложил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

По словам чиновника, нужно "корректное движение на невысокой скорости, со светофорами", поскольку Арбат длинноват для пешеходной зоны. "Улице тяжеловато, поэтому она там слегка маргинализируется", - заявил Кузнецов, делая реверанс в сторону платежеспособных граждан, не имеющих сейчас возможности подъехать к магазинам на авто.

Старый Арбат – одна из самых древних улиц Москвы: первые упоминания о нем в летописях относятся к 1493 году. Пешеходный статус он получил в 1986 году. Среди достопримечательностей Старого Арбата, чья длина 1 200 метров – свыше 50 памятников истории и архитектуры, музей Пушкина, театр имени Вахтангова, памятник Булату Окуджаве и знаменитая "аллея звезд".


Памятник Булату Окуджаве на Старом Арбате. Фото: karel291.

Комментируя неожиданную инициативу главного архитектора, представители Центра организации дорожного движения Москвы осторожно предположили, что такие важные вопросы нецелесообразно обсуждать без учета мнения горожан.

А они на разных полюсах. Так, в ходе блиц-опроса "Уралинформбюро" москвичка Елена Т. (студентка одного из столичных вузов) назвала предложение Кузнецова "полным бредом" — возвращение на улицу автомобилей убьет ценнейший символ "старой" Москвы и выгонит с Арбата многих завсегдатаев, например, букинистов.

А вот госслужащая Юлия А. настроена не столь категорично. По ее мнению, Арбат - одна из немногих прямых улочек, связующих Садовое и Бульварное кольцо, а также важные государственные объекты - МИД на Смоленской площади и вход в Кремль в Александровском саду. Кроме того, "автомобилизация" Старого Арбата могла бы немного разгрузить вечную пробку на Новом Арбате и Садовом кольце, считает Юлия.


Старый Арбат - уникальное средоточие архитектурных стилей и более чем 50 памятников истории. Фото:pixabay.com.

Особое мнение на этот счет у Константина Михайлова – активиста общественного движения "Архнадзор", члена Совета при президенте РФ по культуре и искусству.

— Константин Петрович, на ваш взгляд, взгляд краеведа и градозащитника, во что может вылиться для Москвы превращение Старого Арбата в транспортную магистраль?

— Я не уверен, что речь шла об автомобилях. Возможно, наш главный архитектор имел в виду общественный транспорт, в его интервью это не уточнялось. Понятно, что исчезновение транспорта с такой длинной улицы, как Арбат, привело, как у нас говорят, к потере транспортной связанности: ведь Арбат соединял этот район со Смоленской площадью, с Киевским вокзалом – и, может быть, каким-то жителям района его превращение в пешеходную зону было неудобно.

Но с тех пор прошло более 30 лет, и Старый Арбат давно стал символом общественных пространств Москвы, известным по всей России. Арбат – уникальное культурное явление В советские времена это была чуть ли не единственная пешеходная зона. И, думаю, Москве вряд ли стоит это пространство терять.

Мне кажется, у властей в голове зреет некая компромиссная формула: например, по запуску пассажирского либо туристического маршрута. Сейчас по Москве ходит много экскурсионных автобусов. При желании, наверное, для этого можно вернуть "в дело" одну полосу движения на улице. Главное, не превращать ее в обычную транспортную магистраль. В этом случае будет утрачена аура общественного пространства.


Член президентского Совета по культуре и искусству Константин Михайлов. Фото: Евгения Твардовская.

—Насколько, на ваш взгляд, остро стоит необходимость в пешеходных зонах для Москвы и других крупных городов России?

— Для современной городской среды это неоценимый, фактически обязательный элемент. Он формирует в городах некое чувство общности: именно на пешеходных улицах можно спокойно гулять, собраться, чтобы обсудить что-то важное. Кроме того, пешеходный режим усиливает внимание горожан к облику улицы, к ее историческим памятникам. Если мы делаем такое общественное пространство, мы понимаем, что на нем не должно быть трущоб, развалин, рассыпающихся фасадов. Это - парадная зона, в которую мы приглашаем гостей, туристов. "Пешеходность" способствует в том числе и восстановлению исторической среды улицы.

Беседовал Евгений СУСОРОВ

Реклама