13:44
31 октября 2018

Как губернатор Бурков зачистит воздух Омска

Штрафы делу не подмога.

Проблема загрязненности атмосферы остается одной из самых актуальных для больших городов. По данным ВОЗ, ежегодно свыше 7 миллионов человек умирают от болезней, вызванных загрязнением воздуха. Недавно "Гринпис России" опубликовал петицию с требованием раскрывать данные о загрязнении атмосферы и влиянии выбросов на здоровье людей в режиме реального времени.

По данным экспертов, больше половины городов с "высоким и очень высоким уровнем загрязнения" расположены в Сибирском федеральном округе. В частности, непростая ситуация сложилась в Омской области - президент РФ поставил перед регионом задачу снизить вредные выбросы на 20% к 2024 году. О том, как она решается, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал министр природных ресурсов и экологии Илья Лобов.

- Илья Алексеевич, как вы оцениваете существующую систему мониторинга качества воздуха в Омске?

- На сегодня у нас две сети мониторинга – федеральная и региональная. Мы обеспечены 10 стационарными постами мониторинга и одной передвижной лабораторией. 8 постов – старого образца, которые отбирают воздух 3 раза в сутки, а потом в лабораторных условиях проводят исследования, и 2 поста, которые проводят измерения каждые 2 минуты в режиме онлайн.

Этого абсолютно точно недостаточно для Омска, потому что это промышленный город. И для выявления потенциального виновника загрязнения, когда происходит выброс вредных веществ выше ПДК, имеющихся стационарных постов нам мало.

Мы понимаем, что нужно двигаться вперед и создавать только автоматизированные посты. Это - дорогостоящее оборудование, но без мониторинга мы, во-первых, не отследим концентрации вредных веществ в промышленных районах и, во-вторых, не сможем проконтролировать фактическое выполнение президентской задачи.

- Что вы думаете о предложении раскрывать данные о загрязнении воздуха в режиме реального времени с расшифровкой?

- Отличное предложение! Хотя назвать это инициативой "Гринписа" нельзя. Закон "Об охране окружающей среды" обязывает раскрывать экологические данные, а их сокрытие является преступлением. В ходе последней рабочей поездки в Москву нам показали прекрасный пример такого взаимодействия с населением. "Газпромнефть" в онлайн-режиме передает данные о собственных замерах на монитор, и все жители Капотни могут их видеть. Точно такая же система работает и у нас в Омске – мы в октябре установили монитор, где размещаем данные с постов мониторинга о состоянии загрязненности атмосферы. Расшифровки данных и анализа на мониторе нет - проезжая мимо на автомобиле, их все равно не увидишь. Узнать подробности можно на интернет-сайте, где информация размещается с анализом, архивными данными.


Омск - промышленный город, и существующих постов мониторинга недостаточно

- Проблема загрязнения атмосферы в Омске обострилась в марте прошлого года, когда было зафиксировано превышение нормы концентрации этилмеркаптана в 400 раз. Как вы оцениваете текущую экологическую обстановку в регионе? Много ли поступает жалоб от жителей?

- Мы для этого и создали наш центр мониторинга, чтобы получать жалобы, и на их основе проводить мероприятия. За 4 месяца поступило более полутора тысяч обращений. Для сравнения в Москве – 8 тысяч обращений за год. Это говорит о том, что люди сильно обеспокоены состоянием воздуха, и наличие вредных примесей в атмосфере мешает им жить.

То, что Омск попал в список городов, обязанных снизить загрязнение атмосферного воздуха на 20%, я считаю справедливым.

Это - большая и длительная работа, которая требует методического подхода с точки зрения ведения проекта, и индивидуального подхода - с точки зрения работы с предприятиями.

- Жители Омской области неоднократно жаловались, что выбросы происходят, но их либо скрывают, либо стараются преуменьшить последствия. Как сегодня контролируются такие ЧП? Получается ли сотрудничать с промышленными предприятиями в плане раскрытия информации?

- Я не могу обобщить. У нас более 2 000 предприятий. Есть крупные, есть мелкие, одни идут на контакт, другие - нет. В принципе, большинство промышленников с пониманием относится к необходимости обмена информацией с министерством экологии, но вместе с тем, конечно, стараются защитить свое производство от избыточного контроля со стороны надзорных органов.


Минэкологии Омской области заключает соглашения с промышленниками о снижении выбросов в атмосферу

Мы начали работу по заключению соглашений о снижении выбросов в атмосферу и экологическом сотрудничестве. Тут надо понимать уровни власти. Есть предприятия регионального и федерального надзора. Последние, как правило, это - крупные производства, заходить на которые мы не можем. Но фактически мы заключаем с ними соглашения, и практически все они, за малым исключением, идут на этот шаг. Заключение соглашения означает раскрытие информации с требуемой периодичностью и открытие дверей для проведения проверок.

Понятно, что для предприятий это - дополнительная нагрузка со стороны надзорного органа.

Мы вам откроем дверь, чтобы вы нас оштрафовали" – этот менталитет у промышленников еще сохранился.

Тем не менее работа идет. Мы подписали соглашение с Омским нефтеперерабатывающим заводом (принадлежит ПАО "Газпром нефть" – прим. ред.) – самым крупным промышленным предприятием в городе. И дальше – по графику, до конца года планируем заключить соглашения с более чем 20 предприятиями. Самое главное, что этими соглашениями мы условно закроем более 50% всех выбросов. По принципу Парето – основной упор делаем на тех, кто больше всего влияет на загрязнение атмосферы.

- Губернатор Омской области Александр Бурков во время последнего визита в регион Владимира Путина выступил с необычной инициативой. Он предложил обеспечить оперативный доступ проверяющих на предприятия в случае, если зафиксировано превышение предельно допустимых выбросов. Предполагалось, что так промышленники не успеют "зачистить хвосты". Что делается в этом направлении?

- Это - вторая дорога, по которой идет наша область. Мы разработали поправки в федеральный закон, предлагающие уточнить норму причинения вреда жизни и здоровью человека. В законе говорится о том, что на предприятие можно экстренно выходить с проверкой, если такая угроза существует. А что такое причинение вреда жизни? Превышение ПДК в 1,1 раза – уже угроза или нет? Надзорные органы трактуют это по-разному. Надо уточнить формулировку. В этом случае мы сможем действовать более решительно.

Вторая норма, которую мы просим внести, - это возможность осуществления первичных надзорных мероприятий, вне зависимости от уровня надзора – федерального или регионального, с последующей передачей материала по подведомственности. Это необходимо, чтобы оперативно реагировать на выбросы. В выходные дни не работают ни структуры исполнительной власти, ни федеральные проверяющие органы, а наш центр мониторинга работает круглосуточно. И мы можем в любой момент выходить, смотреть, фиксировать.


Омский завод, занимающийся изготовлением смеси для дорожного покрытия, заплатит штраф в размере 380 тысяч рублей за загрязнение атмосферы

- В Свердловской области представители крупных промышленных предприятий пожаловались на избыточный контроль со стороны надзорных органов. Дескать, работать не дают. На деле же порой происходит следующее - даже при выявлении и документировании превышения ПДК промышленники находят лазейки для ухода от ответственности. В вашем регионе происходит подобное?

- Как министр экологии я буду радеть за то, чтобы воздух очищался. Но мы живем в городах, и исключать экономику из процесса жизнедеятельности человека нельзя. Во всем должен соблюдаться баланс. Для этого вводится риск-ориентированный подход при организации контроля. Если предприятие является добросовестным, то оно в риск-ориентированном подходе поднимается по рейтингу вверх, и проверки его становятся затруднительны. И наоборот: если нарушений и предписаний много, то и проверки чаще.

Мне бы хотелось не наказывать предприятия, а больше проводить профилактических мероприятий, но чтобы промышленники были открыты для меня. Рубить с плеча и наказывать – это только для сильно провинившихся. А для добросовестных предприятий я не считаю нужным ужесточать надзорные мероприятия.

- И все-таки, возможное наказание страшит производственников? Нет такого, что проще штраф заплатить и продолжать дымить в том же режиме?

- Надо ранжировать предприятия: какой у него оборот, какие доходы оно получает? Потому что для одних штраф в размере 80 тысяч рублей будет большим, а для других и 500 тысяч мало. Но наиболее эффективной мерой в данном случае является приостановка работы предприятия. Это вынуждает его приводить свою деятельность в законные рамки.

Опять же цель - не собрать как можно больше денег штрафами. Лучше пусть промышленники потратят эти деньги на техническое перевооружение и на фильтры, чем заплатят в бюджет, где эти деньги растворятся.

Я поэтому о профилактике и говорю – мы встречаемся, объясняем, предлагаем участие в федеральных проектах, предполагающих траты на техническое перевооружение с экономической выгодой для предприятий.

Беседовала Кристина ШАБУНИНА

Реклама